Притчи

ГЛАВНАЯ                                                      Притчи

 

О безумном богаче    О неотступности в действиях    О милосердном самарянине

О званых на брак   О бодрствующих слугах   О пропавшей овце и потерянной драхме

Об одежде и вине   О двух должниках   О бесплодной смаковнице   О Страшном Суде

О званых на ужин  О неверном управителе  О богаче и Лазаре  О башне, царе и соли

О десяти девах    О блудном сыне    О благоразумном домоправителе    О свече

 

О милосердном самарянине (Луки 10:30-37)

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино, и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Говорится об исполнении заповеди: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас…(Луки 6:27). Иудеи и самаряне были врагами и ненавидели друг друга. В стихах 36 и 37 Иисус указывает на противоположность взглядов и действий христианина и любого другого человека: для человека ближний тот, кто ему помогает, а для христианина - кому Он помогает. Таким образом, для человека, принявшего своим Учителем Иисуса Христа, ближним является тот, кто в данный момент находится рядом и нуждается в его помощи.

 

О Страшном Суде (Матфея 25:31-46)

Когда же приидет Сын человеческий во славе своей и все святые Ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был , и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажем и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И подойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Когда Иисус придет совершить Суд над человечеством, то разделит людей по принципу отношения каждого человека к другим людям. Если человек помогал людям, сочувствовал им, делится с ними тем, что имел сам, то он получит  за это в награду вечную жизнь. Если же человек жил только для себя, никого вокруг не замечая и никому не помогая, то он, говоря языком оригинала, пойдет в муку вечную.

 

О неотступности в действиях (Луки 11:5 - 13)

И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: "друг! дай мне взаймы три хлеба,  Ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему".  А тот извнутри скажет ему в ответ: "не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе".  Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.  И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Неотступность действий человека (будь то просьба, поиск или еще что-то) укрепляет его веру в конечный результат, а это, в свою очередь, приводит к осуществлению задуманного (11:10). Иисус говорит: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Марка 11:24).

Только человек с верою в сердце будет неотступно и упорно добиваться своего (11:9). Человек сомневающийся не будет упорствовать в достижении цели.

Далее в стихах 11:11 и 11:12 Иисус говорит о еде и еще раз доказывает, что все слова, сказанные Им, имеют глубокий смысл. Еда символизирует жизнь и три стихии этой жизни: хлеб – земля; рыба – вода; яйца (птицы) – воздух.

То, чего не дает отец сыну, символизирует смерть: о камень можно преткнуться или он может упасть на голову; змея и скорпион смертельно жалят; змея ползает и плавает, скорпион бегает и прыгает (опасность, подстерегающая человека во всех стихиях).

Таким образом, если земной отец, будучи злым, дает своему сыну по его просьбе еду (жизнь), то Небесный Отец, будучи добрым, даст ему вечную жизнь (получивший Святого Духа будет жить вечно – 11:13).

 

О безумном богаче (Луки 12:15 - 21)

У одного богатого человека был хороший урожай в поле; И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.  Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?  Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Рассматриваются две проблемы характера, способствующие скоплению зла в сердце человека: корыстолюбие и тщеславие.

Корыстолюбие – это стремление обогатиться. Но качество жизни человека определяется не тем, насколько он богат, а тем, как он использует свое богатство. Если человек живет только для удовлетворения своей плоти и не помогает нуждающимся, то он просто растрачивает свою духовную энергию.

О том же, что не следует планировать свою жизнь, хорошо сказал Апостол Иаков: вы, которые не знаете, что случиться завтра, ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое” – вы, по своей надменности, тщеславитесь; всякое такое тщеславие есть зло (Иакова 4:14 -16).

Когда же эти два зла накладываются друг на друга, с человеком может приключиться всякое, в том числе и смерть.

 

О десяти девах (Матфея 25:1-13)

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые  же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел  жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий:

Притча предназначена для учеников Иисуса.

Жених – Иисус; девы – Его ученики; брачный пир – Царство Небесное; масло – Святой Дух; светильник – сердце, в котором Он находится. Горящий светильник указывает на то, что человек бодрствует, то есть , служит Богу и людям дарами Святого Духа (слово мудрости; слово знания; вера; дары исцеления; чудотворения; пророчество; различие духов; разные языки; истолкование языков – 1 Коринфянам 12:8-10).

Иисус призывает бодрствовать – отдавать людям то, что получил от Бога, исполняя свое предназначение, чтобы не потерять Святого Духа, из своего сердца. Если в час прихода Сына Человеческого ученик Христа не будет иметь в себе Святого Духа, он не попадет в Царство Небесное без суда.

В подтверждение сказанного вспомним, что ученики Иисуса, исцеляя людей, мазали их маслом (Марка 6:12,13).

 

О свече (Марка 4:21-24)

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим:

Не для того Иисус принес Божье слово, чтобы ученики, услышав его, хранили в себе, но чтобы передали все людям.

С народом Иисус говорил притчами, а ученикам разъяснял их истинное содержимое.

Ведь важно не только слушать, но и слышать, то есть, понимать то, что слушаешь.

Ибо притча может иметь много вариантов понимания, и разные люди могут воспринимать ее по разному. Даже один человек, слушая или читая Слово Божье, каждый раз будет находить в нем что-то новое.

 

Об одежде и вине (Луки 5:36-39)

При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие, а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые, тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше:

Не нужно заповеди Христа смешивать с законом Моисея (ремонтировать, изменять или дополнять закон Моисея и пророков). Нужно жить по новым заповедям, которые усиливают старые и изменяют акценты, внося в них новый смысл.

И не нужно людям, прожившим всю свою жизнь по старым законам, переучиваться. Новый завет нужен молодым и неискушенным законами людям.

К тому же первые и не захотят жить по другим законам, они считают старые правильными.

 

О двух должниках (Луки 7:41-47)

Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, который более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются ее грехи многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощаются, тот мало любит:

Один человек грешил больше, другой – меньше. Бог простил обоим. Первый будет любить Бога больше, чем второй, потому что Бог простил ему больше грехов. Иисус, как нередко делает это в своих проповедях, противопоставляет взгляды и действия Бога и человека: люди все грешат, а любят больше того, кто больше им прощает, а Бог любит всех, а больше прощает тому, кто Его больше любит. Здесь необходимо отметить то, что любовь к Богу эквивалентна любви к людям.

 

О благоразумном домоправителе (Луки 12:42-48)

Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут:

Иисус обращается к Своим ученикам, тем, кто получит по Его Завету Святого Духа и дар от Бога (кто пророчествовать, кто проповедовать, кто толковать, кто исцелять). Они должны этот дар отдавать людям (кому дано много, много и потребуется). Жить им теперь нужно будет не для себя (есть и пить и напиваться), а для других (раздавать им в свое время меру хлеба).

 

О бесплодной смаковнице (Луки 13:6-9)

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смаковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смаковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее:

Иисус пришел на землю судить людей. Иоанн Креститель говорил о Нем: …идет Сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Луки 3:16). Но, прожив 30 лет с людьми, он полюбил их и упросил Бога отложить Суд (оставь ее и на этот год), и продолжить то, что делал Иоанн: проповедование Царства Божьего и крещение покаяния; а также и то, чего он не делал: исцеление людей и прощение им грехов (окопаю ее и обложу навозом).

 

О званых на ужин (Луки 14:16-24 и Матфея 22:1-14)

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных:

Бог послал Иисуса Христа к Своему народу, чтобы он позвал их в Царство Божье, рассказав правду о Себе. Свой народ Ему не поверил. Тогда Иисус открыл правду о Боге другим народам, а впоследствии через Своих учеников – и всему миру (много званых). Но люди не только не приняли учение Иисуса, но даже не поняли его; и до сих пор не набралось нужного количества желающих (мало избранных) получить вечную жизнь (вкусить Моего ужина) и нет возможности совершить Суд над остальными (которые не вкусят Моего ужина).

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

ибо много званых, а мало избранных.

Притчу можно условно разделить на две части.

В первой ее части хозяин (царь) приглашает на пир сначала богатых (своих друзей и единомышленников), а затем – больных и нищих, которых он до этого не знал.

Эти категории людей (в самом высоком толковании притчи, когда хозяином выступает Создатель) представляют собой соответственно праведников (богатых духом и имеющим в связи с этим возможность удержать себя от грехов в процессе жизни на земле) и грешников (бедных духом, которые из-за этого не в состоянии противостоять соблазнам земной жизни).

Первое приглашение относится к ветхому Завету, когда Творец человека во плоти через Своего раба Моисея пригласил Свой народ в Царство Небесное. Но чтобы туда попасть, эти люди должны были в течение всей своей жизни исполнять закон, переданный им через того же Моисея.

Такое в состоянии были сделать только богатые (сильные) духом, но и они этого делать не захотели, после чего Бог отвернулся от Своего народа.

Второе приглашение принес Иисус Христос, основатель нового Завета, от Своего Отца, истинного Бога, Создателя небесного мира и совершенного Человека. И обращено было это приглашение ко всем людям, слабым духом, то есть, к грешникам земного мира.

Однако соединиться с Христом (попасть в небесный мир) могут только нищие духом (Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное – Матфея 5:3), которые, в отличие от бедных, не хотят мириться со своей бедностью и просят Бога сделать их богатыми. А как известно, кто просит, тот и получает:

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Матфея 7:7 – 8).

Во второй части притчи хозяин выгоняет человека, одетого в одежду, которая не соответствует проводимому мероприятию.

В Своем Откровении Иисус Христос неоднократно говорит об одежде души человека, которой является его сердце (в тексте – духовный жертвенник). От состояния жертвенника зависит качество духа, получаемого душой от семи духов Божьих для ее жизни в земном мире.

Итак, если человек одел грязную одежду (не очистил свое сердце от зла покаянием, прощением и исполнением других заповедей Христа), он не сможет попасть в новый мир (сердце с плодами мертвого духа в нем становится преградой на этом пути).

Таким образом, избранные – это те из званых, которые поверили Иисусу Христу не только на словах, но и на деле (пришли на пир в чистой и нарядной одежде).

 

О званых на брак (Луки 14:7-11)

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится:

Притча о кротости (блаженны кроткие, ибо они наследуют землю – Матфея 5:5). Кто унижает сам себя, тот растет в духе. Поэтому нужно уступать, просить прощения, благодарить, молиться и никогда не ставить себя выше кого-бы то ни было. Это для того, чтобы расти в духе. А когда человек гордится , он теряет дух. Поэтому гордость считается грехом.

 

О башне, о царе и о соли (Луки 14:25-35)

С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Здесь описано, что нужно сделать, чтобы стать учеником Христа:

1. Возненавидеть отца, мать, жену, детей, братьев, сестер – избавиться от зависимости и влияния людей, в первую очередь родственников.

2. Возненавидеть жизнь в земном мире – избавиться от влияния жизненных обстоятельств (чем меньше тебя в жизни, тем больше в Боге).

3. Нести свой крест – креститься водой и Святым Духом, покаявшись в грехах, и таким образом, избавиться от них.

Но перед тем, как это сделать, нужно все обдумать, взвесив свои возможности (о башне, о царе). Ведь это совсем другая жизнь – не в мире, но в духе (кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником). Башня – символ Царства Небесного (устремлена вверх); строить башню – приводить людей в Царство Бога. Под другим царем подразумевается сатана, который правит миром.

Ученики же Христа для людей все равно, что соль (удобрение) для земли.

 

О пропавшей овце и потерянной драхме (Луки 15:3-10)

Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечей и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся:

 

Здесь, во-первых, нужно объяснить, почему грешник для Ангелов Божьих считается пропавшим (утерянным). Чем больше грехов у человека, тем меньше у него духа и тем меньшее влияние на него могут оказать Ангелы. У праведников мало грехов и много духа, и они находятся под контролем Ангелов.

Во-вторых, почему Ангелы больше радуются об одном грешнике кающемся, чем о девяносто девяти праведниках? Человек не может попасть в Царство Божье (получить Духа Святого), имея даже мало грехов. Чтобы попасть туда, нужно полностью освободиться от зла, а это можно сделать только покаянием (крещением). Но праведник не собирается каяться, потому что грехов у него мало. Покаяться может только грешник, и чем больше у него грехов, тем больше шанс попасть в Царство Бога (блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное – Матфея 5:3; Луки 6:20). Поэтому кающийся грешник – это реальный шанс для Ангелов получить еще одного жителя Царства Божьего. А праведники останутся праведниками.

 

О богаче и Лазаре (Луки 16:19-31)

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят:

 

Говорится о людях, которые жили по закону Моисея и пророков. Исполняются заповеди закона: блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь (Луки 6:21); горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете (Луки 6:25).

Показано, что ожидает людей после смерти. Они получают противоположное тому, что имели в земной жизни (16:25). Нищий, унижающий свою плоть, получил дух и поднялся в небо, а богатый, живущий для своей плоти и ублажающий ее, не получив духа, опустился в землю (16:22). При этом дух не может перейти в землю, а плоть – подняться в небо (16:26). К тому же то, о чем просит богач в 16:27 и 16:28 невыполнимо, потому что мертвые воскреснут только для Суда над ними.

В 16:29 и 16:31 говорится, что главным в жизни иудеев являются закон Моисея и пророки, им нужно подчиняться, чтобы не страдать после смерти.

От себя: Значительно приятнее жить по заповедям Иисуса Христа, заповедям любви, чем по закону Моисея, закону запретов. Однако можно совмещать и то, и другое. Это лишь усилит эффект.

 

О блудном сыне (Луки 15:11-32)

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся:

Говорится о заповеди: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Матфея 5:3). Тот, кто опустился на самое дно и не хочет там оставаться, обязательно поднимется в Царство Небесное.

К тому же, кому больше прощается, тот больше любит (смотри толкование притчи О двух должниках). Такой человек, покаявшись и встретившись с Богом, никогда не отвернется от Него, потому что познал, что такое зло и может сравнить последствия от греха с благодатью Божьей. Он больше никогда не променяет любовь на страх, радость на опустошенность, счастье на безысходность.

 

О бодрствующих слугах (Луки 12:35-40)

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий:

Рабами Иисус обозначает всех Своих учеников от времени воскресения Своего, когда Бог в день пятидесятницы послал им Святого Духа, до наших дней. Они должны служить Богу и людям (чресла ваши препоясаны), даже когда миром правит сатана (в притче это время соответствует ночи – светильники горящи; во вторую стражу, и в третью стражу – с 1.00 до 5.00).

Параллельное толкование (прямое): чресла ваши препоясаны – в области живота у человека находится хранилище духа (Иоанна 7:38,39). Затянутый пояс не дает духу выйти наружу (он пережимает биологически активную точку, находящуюся в 3.5 – 5см ниже пупка). Светильники горящи – открытые глаза – свидетельство того, что человек не спит. Глаза к тому же являются приемо-передатчиком духа (Матфея 6:22,23).

Господин – Сын Человеческий, присланный Отцом судить людей (возвращение господина своего с брака). И что бы ни случилось, ученики должны оставаться верными Богу и исполнять Его волю.

Вор – сатана, правящий миром до прихода Иисуса; подкопал дом – завладел миром из своего подземного царства.

В конце Иисус призывает всех соблюдать Его заповеди (будьте же и вы готовы), чтобы достойно встретить Сына Человеческого. Ведь никто, кроме Бога, не знает, когда Иисус придет совершить Суд над людьми (Матфея 24:36).

 

О неверном управителе (Луки 16:1-13)

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне:

 

И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят (16:5-7).

Здесь: масло – дух, который производит чувства в душе человека; пшеница – слово (информация), которое формирует разум. И то, и другое управитель (родившийся от Духа) должен раздавать людям.

То же самое Иисус говорит и в притче о благоразумном домоправителе:

Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так (Луки 12:42-43): здесь хлеб – то же, что и упомянутая выше пшеница, то есть, заповеди Иисуса Христа.

…знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом (16:4).

Живой дух и слово, переданные людям, живут в этих людях, обеспечивая дальнейшую жизнь того, кто их отдал (он живет в них, а они – в нем, имея общий дух). И если дух и слово от Бога, то все они в одном духе – духе Бога, который дает вечную жизнь:

И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (16:9).

Богатство (живой дух и слово) названы неправедным в отношении того, кто его раздает, так как оно не принадлежит ему по праву, оно – собственность Бога.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (16:8).

В данном случае речь идет о роде совершенного Человека. Души вместе с плотью (когда рождаются людьми) в процессе жизни на земле приобретают разум. Разум же человека вместе с его волей способен изменить его дух (в отличие от душ, существующих в духовном мире – ангелов, – которые придумать что-то новое не в состоянии, так как управляются исключительно своим духом в одностороннем порядке, без обратной связи).

Поэтому человек может сделать то, чего нет в его духе (догадаться о чем-то своим разумом). Ангел же не имеет такой возможности (он знает и делает только то, что ему дано от Бога).

По этой причине ангелы, сотворив человека, были поражены его совершенством:

И тогда-то взревновали остальные силы, ибо он стал существовать из-за всех них, и они отдали свою силу человеку, и мудрость его укрепилась более, чем у тех, кто создал его, и более, чем у первого архонта (Апокриф Иоанна).

 

(Продолжение).

Для более полного понимания содержания притчи необходимо небольшое отступление.

До появления Иисуса Христа в земном мире люди понятия не имели, как можно избавиться от приобретенного ими в процессе жизни зла, заменив его на живой дух Бога в результате своих действий по отношению к другим людям.

Путь к Богу – это покаяние, прощение и любовь, проповедуемые Иисусом Христом. И если о покаянии в Ветхом завете время от времени упоминалось, то о прощении и о любви к своим врагам не могло быть и речи. Более того, предлагалось нечто совершенно противоположное:

…перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать (Левит 24:20).

А ведь, не простив людей, причинивших тебе зло, нельзя получить прощение от Бога:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Матфея 6:14-15).

По поводу же любви к врагам, ненавидящим, проклинающим и обижающим, Иисус Христос говорил:

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Матфея 5:44).

Таким образом, Иисус Христос передал в земной мир законы, исполняя которые и приобретая в результате этого живой дух от людей (с тем, чтобы потом вернуть его им сторицей), можно расплатиться с Богом еще до своей физической смерти и получить второе рождение (от Духа) при жизни на земле.

При этом спасенный человек освобождается от присутствия в аду, которое является четвертым этапом его существования в жизненном цикле. Там возвращается вышеупомянутый долг Богу, но, так как он уже отдан, то необходимость в этом отпадает, поэтому человек продолжает свою жизнь на земле с духом младенца, но со знанием и возможностью передачи людям законов небесного мира, исполняя которые, грешники могут избавиться от своих грехов.

Правда, для этого нужно иметь время и большое желание, поэтому Иисус решил ускорить процесс прихода человека к Богу, давая ему прощение грехов (освобождая его душу от зла) без усилий со стороны желающего, имеющего веру в Него. Для этого Иисус и использовал богатство правителя земного мира (его дух), что стало причиной смены управителя его души. Сын Божий, после преображения Иисуса заменивший Сына Человеческого, говорит:

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Луки 16:10-12).

Малое и неправедное богатство – дух земного правителя, большое и истинное – живой дух небесного правителя (истинного Бога). Неправедным богатство названо потому, что получено таким же путем: протоархонт является сыном Софии, одной из сущностей Христа, и появился он в небесном мире с нарушением закона (читай апокриф Иоанна). Далее он объявил себя единым Богом и творил все, используя богатство истинного Бога без Его разрешения (там же).

Иисус пользовался духом земного правителя, так как этот дух являлся (и пока еще является) духом человечества.

При всем этом заповеди, которые передавал Иисус Христос людям, исходили от Отца Христа, истинного Бога.

Таким образом, Иисус Христос, исполняя заповеди Бога, растрачивал богатство протоархонта, за что и был наказан им же, приняв смерть на кресте.

Отец Христа не мог препятствовать Его казни, так как все происходило в соответствии с действующим на то время законом. Но Он воскресил Сына (а затем и забрал Его к Себе) на таком же законном основании, поскольку Он получил второе рождение при жизни на земле и в результате этого имел право на вечную жизнь.

Таким образом, Иисус Христос, как Сын Божий, подчинялся истинному Богу, а как Сын Человеческий, обязан был подчиняться хозяину земного мира, другими словами, должен был служить двум господам: истину Он получал от Бога, а дух – от протоархонта.

А теперь поближе к содержанию притчи и к ее толкованию. О действующих лицах.

Господами, хозяевами дома (души Иисуса Христа) являются: протоархонт, господин земной сущности Иисуса Христа (Сына Человеческого), и Бог, господин небесной Его сущности (Сына Божьего): когда душой управляет земная сущность, ее хозяин – земной правитель, а когда небесная – соответственно, небесный (но у человека есть еще и разум, который может управлять душой вопреки желанию духа-господина).

Сын Человеческий – Иисус, земная сущность Иисуса Христа, дух, посланник земного правителя (протоархонта).

Сын Божий – Христос, небесная сущность Иисуса Христа, дух, посланник Отца (истинного Бога).

Далее – по теме. Выкупать грехи у людей (отдавать чужие долги) можно только, расплачиваясь за них своим богатством (духом), а не чужим. О том, что отстранение управителя произошло по закону, говорит и Сам Иисус Христос после озвучивания Им притчи:

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Луки 16:16-17).

То есть, человек может законно избавиться от грехов и соединиться с Богом (попасть в Царство Божье) только благодаря своим усилиям (исполняя Его заповеди).

Момент смены управителя – преображение Иисуса: до преображения Его душой управлял Сын Человеческий, а после преображения – Сын Божий. До преображения Иисус, игнорируя законы своего господина, раздавал его богатство людям, а после Он стал передавать им Слово Своего Отца, истинного Бога, опять же игнорируя законы земного правителя.

Следовательно, обе сущности Иисуса Христа (как Сын Человеческий, так и Сын Божий) служили истинному Богу, но не протоархонту.

Теперь подведем итог, образно пересказав события, происходившие 2000 лет назад.

По замыслу правителя земли Сын Человеческий должен был судить людей:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему (Даниила 7:13).

О предназначении Иисуса говорил и Иоанн Креститель, посланный земным правителем для подготовки своего народа к суду:

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Матфея 3:10-12).

У Иисуса было два варианта служения: служить истине Бога (Его Слову) или богатству правителя земного мира (его духу), перераспределяя живой дух между людьми (Дух Святой дает жизнь, а огонь забирает ее). То есть, как Сын Божий, Он должен был спасать людей, а как Сын Человеческий – судить их.

Он выбрал первый вариант, а по второму нашел другое решение: дать людям шанс на спасение, воспользовавшись для этого духом протоархонта, но отказавшись от его огня. В связи с этим назначенный на то время суд не состоялся.

После преображения Иисуса истинный Бог через Своего Сына Христа, принявшего управление душой Иисуса, показал людям путь к спасению, расширив при этом границы для желающих с одного народа до всего человечества.

После казни Иисуса Христа Отец помиловал и воскресил Его, а после и забрал к Себе, передав Ему право использования Своего Духа (в обход земного правителя) для спасения людей, принявших Его заповеди.

Продолжение.

Иисус родился на земле с душой совершенного Человека (от истинного Бога) и духом Давида (от Правителя земного мира) для совершения суда над человеческим родом:

В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле (Иеремия 33:15). Об Отрасли можно прочитать у пророка Захарии 3:8-10.

То же самое говорил об Иисусе Иоанн Креститель, хотя и в несколько завуалированной форме:

Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Луки 33:16-17).

Во время крещения Иисус принял дух Бога, управляющего земным миром (неправедное богатство из притчи о неверном управителе в самом высоком ее толковании), чтобы с его помощью совершить суд:

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд (Исайя 42:1).

Тогда же Творец небесного мира сказал о человеческой сущности Иисуса, совершенном Человеке:

…и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Луки 3:22): благо и воля – духовные составляющие Сына Человеческого.

Дом из притчи – это и есть душа Иисуса, совершенного Человека, сотворенного истинным Богом на небесах сразу же после Христа и помещенного рядом с Ним в небесном мире (в Апокрифе Иоанна).

Первым управителем души Иисуса был Его собственный разум (сын века сего), рожденный, выношенный и воспитанный этой душой. И это было правильно, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (16:8). Пояснение: сыном света разум становится, когда выходит в свет (конвертируется в живой дух): душа рождает младенца, который уходит на небеса: Откровение 12:5.

Своим разумом Иисус мог служить либо духу Бога земли (Его богатству), совершая суд, либо Богу небес (истине, присутствующей в душе), отложив суд на неопределенное время, ибо никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (16:13).

Итак, управителем стала человеческая сущность Иисуса, который стал растрачивать полученное богатство, совершая чудеса: превращение воды в вино, усмирение бури, насыщение людей и т.д.

Затем (по притче), еще до передачи управления домом в другие руки, Своим разумом Иисус понял, как послужить людям, чтобы они после смерти приняли бы Его в свои души (что и произошло потом на самом деле). Он стал прощать им их долги перед земным Богом (грехи), пользуясь Его же богатством (чужим для Него, поскольку Творцом Его души Бог земли не являлся), после чего получил благодарность от Отца, истинного Творца и Господина Своей души:

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил… (16:8), но при этом отлучил Его от управления, заменив Своим духовным Наследником Христом.

Дух Христа (Слово Бога, Его Разум, информационная составляющая Духа истинного Бога и Его Сын) стал вторым управителем, Который появился в душе Иисуса во время Его преображения:

И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте (Луки 9:35).