Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Матфея 5:3):
Сначала
нужно определиться с понятием нищий духом. Нищий – это в первую очередь
бедный. Бедный же духом – это тот, кто потерял дух, творя зло, другим словом,
грешник. А восстановить потерянный дух можно только покаянием. Об этом Бог
постоянно говорит через Своих пророков. Каяться – значит, просить прощение.
Просит нищий, следовательно, нищий духом – то же, что и кающийся грешник. Такой
грешник (нищий духом) показан в притче о мытаре и фарисее (Луки 18:9-14).
Почему же Иисус Христос ставит кающихся грешников впереди всех претендентов на места в мире Бога (приведенное высказывание Иисуса Христа – первое в так называемых заповедях блаженств нагорной проповеди)? Почему будут последние первыми, и первые последними (Матфея 20:16)? Почему на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Луки 15:7)?
Прийти к Богу таким грешникам помогают, как это ни странно, законы мертвого духа (сатаны), которые представлены в 13 главе Откровения зверем, выходящим из моря. Как говорил известный актер в известном фильме: Кто нам мешает, тот нам поможет. Речь идет о законе противодействия, который работает как в материальном, так и в духовном мире, и звучит так: Всякое действие влечет за собой противодействие той же величины, но с противоположным знаком (с обратной стороны). Иисус Христос говорил об этом: …все, взявшие меч, мечом погибнут (Матфея 26:52). О том же в Откровении: Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом (Откровение 13:10).
Исполнителями законов земного мира по части зла являются служащие сатаны, которые организовывают это противодействие. Таким образом, Бог направляет действия сатаны против него же, открыв людям, как это сделать. Ведь успех могут принести не только действия самого человека, но и его ответ на действия извне. Поэтому главной для раскаявшегося грешника становится заповедь: не противься злому (Матфея 5:39). Только исполняя ее (прощая и отвечая добром на зло), можно получить реальную прибыль в живом духе, который очистит сердце от зла.
Но чтобы по закону противодействия получить зло и правильно на него ответить, нужно сначала его сотворить (только сделав зло, можно получить на него ответ). Это отнюдь не призыв творить зло, создавая себе проблемы. Речь идет о тех, кто уже его сотворил и желает от него избавиться.
Человек,
потерявший дух (грешник), может быстро его восстановить, если, конечно захочет
это сделать. Обычно такое желание у грешников присутствует: мало радости в
болезнях и страданиях, которые приносит сотворенное зло. К тому же речь идет не
о бедных, а о нищих духом. Нищий – это тот, кто просит, а сказано: просите,
и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий
получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Луки 11:9-10). Бог
всегда отвечает на просьбу человека, если тот со своей стороны выполняет
условия договора (завета), то есть, исполняет заповеди Иисуса Христа: Итак,
если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец
Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Луки 11:13).
Бог приходит в сердце человека только после того, как тот очистит его от зла, или, как говорит Иисус Христос, откроет дверь Богу: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откровение 3:20).
Очищение можно разбить на два этапа. Сначала нужно разобраться с тем злом, которое человек сотворил сам, а затем – с тем, что получил в ответ. Первый этап – это покаяние в содеянном с растворением зла в воде (как известно еще из закона Моисея, вода растворяет не только телесную грязь, но и духовную).
Но после крещения покаяния в сердце все равно остается зло, так как никто не в состоянии вспомнить все свои грехи, сотворенные в течение жизни и раскаяться в них. И здесь решающее значение получает знание заповедей Иисуса Христа, исполняя которые (и в первую очередь ту, о которой говорилось выше), человек своими силами удаляет оставшееся зло и открывает дверь Богу.
Православная церковь, придумав тайное исповедание, не приносящее прибыли в духе (силу имеет только исповедание публичное) и отстранив самого человека от исполнения заповедей Христа, практически преграждает его путь к Богу.
Исполняя заповедь «не противься злому», человек должен правильно организовать свою реакцию на получаемое зло: на то, которое уже получил, нужно отвечать прощением (не формальным, а фактическим – в своем сердце), а на то, которое приходит в реальном времени – желательно еще и добром (но ни в коем случае не злом): …и кто хочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Матфея 5:40). Как говорил апостол Павел, не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Римлянам 12:21).
Иисус Христос в Своем служении неоднократно указывал на необходимость прощения, ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Матфея 6:14-15).
Вывод из сказанного: у кающегося грешника есть конкретный и реальный путь в Царство Небесное (в вечную жизнь на новой земле), о чем и говорил Иисус Христос в самом начале Своей нагорной проповеди.
Распределение
духа в душе человека.
Апостол Иоанн в начале одиннадцатой главы Откровения описывает душу человека (святой город). По его словам, она включает в себя храм Божий (сердце), жертвенник и внешний двор храма (остальное пространство души): И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца (Откровение 11:1-2).
В процессе жизни человека живой дух Бога и мертвый дух сатаны распределяются между сердцем и жертвенником в соответствии с поступками самого человека и его реакцией на действия других людей. По соотношению живого и мертвого духа в сердце и жертвеннике человека на данный момент времени можно судить о его жизни до этого момента.
Человек, по замыслу Бога, должен стремиться жить так, чтобы очистить сердце от мертвого духа, переведя его в жертвенник. Это происходит, когда он исполняет заповеди Иисуса Христа. Живой же дух из жертвенника души нужно отдать людям. Оставив плоды в их душах, он перейдет в жертвенник, находящийся у Бога: Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом (Откровение 9:13). Об этом жертвеннике будет сказано позже.
Дух, который человек отдает или забирает (или просит это сделать) по своей воле (прилагая усилия: жертвуя, каясь), – приходуется и расходуется из жертвенника; дух же, приходящий и уходящий без участия воли (когда его навязывают или забирают) – из сердца.
Память о том или ином событии удерживает принятый дух или пытается забрать отданный (создавая как бы вакуум для этого духа). Когда человек кается (помнит о совершенном), дух зла из сердца того, кому оно причинено, переходит в жертвенник кающегося. Чем сильнее оно удерживается в душе принявшего памятью о нем, тем эмоциональнее должно быть раскаивание.
Когда человек прощает причиненное ему зло (забывает о нем), он отдает дух зла назад (создает давление этого духа, не удерживает его), если тот, кто его сотворил, раскаялся в содеянном; если это не так, то оно переходит в жертвенник.
Если человек совершает какое-либо действие по отношению к самому себе, дух этого действия из сердца перемещается в жертвенник.
В реальности все значительно сложнее: описаны только главные принципы происходящего в душе человека в результате того или иного поступка.
Примечание: все происходящее в душе растянуто во времени: длительность того или иного этапа перераспределения духа (постоянная времени действия) различна и зависит от многих факторов. Чтобы не усложнять и без этого не простое описание, они не приводятся.