О лицемерии и
нравственности.
Люди, соединившиеся с Богом, живут в земном мире по законам небесного и подчиняются им. Но эти законы не предусматривают каких-либо ограничений или запретов в действиях плоти ввиду отсутствия таковой в духовном мире. А ведь они присутствуют в жизни людей, родившихся от Духа. Все эти люди находятся в одном духе (духе Бога), и любые действия в отношениях между ними могут оказывать только положительное влияние на их духовное состояние, так как отданный после воскресения Христа дух восполняется духом Бога.
Это справедливо, если совершенные действия не приводят к соблазну окружающих людей делать то же самое. По этому поводу вспоминается одно известное изречение: Что русскому хорошо, то для немца – смерть: люди, не подключенные к духу Бога, могут приобрести дух только в результате соответствующих действий и не имеют возможности его раздавать.
Апостол Павел в одном из своих посланий сказал: И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Коринфянам 8:13), то есть, чтобы не вводить в искушение других людей, для которых потребление мяса пойдет во вред по тем или иным причинам. Это касается не только приема пищи, но и других действий, относящихся к плоти.
Иисус Христос в обращении к духу Агнца осуждает учение николаитов, которые считали действия плоти не заслуживающими внимания и не имеющими никакого значения для развития духа, то есть, они отвергали само понятие нравственности: Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Откровение 2:6), а также: Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу (Откровение 2:15).
Кроме того, дух воздержания, присутствующий в живом духе Бога, в совокупности с измененной программой в душе спасенного человека, не позволят ему совершать зло в любых его проявлениях.
Противоречия же в отношениях появляются при общении людей, находящихся на разных уровнях духовного развития, так как законы земного и небесного мира противостоят друг другу, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Луки 16:15). В притче о неверном управителе Иисус Христос сказал: Никакой слуга не может служить двум господам , ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Луки 16:13). У Иисуса был выбор: служить богатству Бога или духу людей. Он выбрал людей и Сам стал Богом: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком (Фомы 7).
В отношении людей, жаждущих соединения с Богом, все ясно, и об этом много сказано: они должны исполнять заповеди Иисуса Христа, чтобы приобрести живой дух, то есть, очистить свое сердце. А вот как поступать людям, которые уже соединились с Богом, сказано очень мало, поскольку они появились уже после смерти, воскресения и вознесения Христа. Одно не вызывает сомнений: они должны отдавать свой дух, как это делал Иисус в процессе служения Богу.
Начнем с главного – с даров Святого Духа (так их называет апостол Павел), которые получает каждый, кто Его принял. Они перечислены Павлом в своих посланиях: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков (1 Коринфянам 12:8-10); и еще: И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, -- в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Римлянам 12:6-8). Получивший тот или иной дар, должен применять его в служении людям.
Сложнее всего приходится ученикам Христа имеющим «свидетельство Иисусово», ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества (Откровение 19:10), ведь людей, которые готовы принять в полном объеме Слово Бога, значительно меньше, чем тех, например, кто желает исцелиться. И чтобы победить (Откровение 2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21), им нужно не исполнять заповеди, а нарушать их, то есть, становиться опять грешником, но уже на новом уровне духовности. Только тогда Иисус Христос «придет» и возместит потерянный в результате такого нарушения дух, заменив его Своим духом.
В остальном нужно вести себя так, чтобы не навредить ни людям, ни себе. Вся парадоксальность ситуации состоит в том, что после соединения с Богом ученик Христа должен также жертвовать, но уже свой дух, то есть, совершать действия с точностью до наоборот, ведь он живет в земном мире, но при этом подчиняется законам небесного, поэтому понятия добра и зла для него меняются местами, и ему теперь блаженнее принимать, чем давать (перефразировано из Деяния 20:35). Обращаясь к Своим ученикам по этому поводу, Иисус Христос говорил: …если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Луки 14:26).
В реальности действия последователей Христа должны быть менее наглядными. Для начала очень желательно избавиться от всего материального (чтобы просто нечего было давать). Об это говорил и Сам Иисус в разговоре с богатым юношей: …если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Матфея 19:16). В остальном (напутствие получившим благословение) нужно добиться того, чтобы люди любили тебя больше, чем ты их.
Самое же неприятное состоит в том, что окружающие люди могут воспринять действия такого человека как лицемерие, ведь он призывает людей делать одно, а сам делает противоположное. На самом деле его действия приносят пользу всем, с кем он общается, так как через него они получают дух Иисуса Христа.
Теперь о нравственности этих действий. Безнравственный поступок будет оправдан, если он совершен с пониманием преследуемой цели, с любовью к людям и во благо им. Лицемерие никогда не может быть оправдано, так как совершается во благо себе и при наличии маски: мысли, слова и дела находятся в противоречии друг с другом. Лицемерию посвящена вся 23 глава Евангелия от Матфея с высказываниями Иисуса Христа по этому поводу. В конце главы подведен итог: что ждет лицемерных людей в будущем: Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне (Матфея 23:38-39).
Таким образом, лицемерие осуждается однозначно, а нравственность поступка может быть относительна и определяется целью (во имя чего он совершен в понимании того, кто его совершил), так как конечный результат любого поступка непредсказуем: нравственный поступок с точки зрения человека, в отношении которого он совершен, может причинить зло другому, и с его точки зрения он становится безнравственным (зло и добро в земном мире стремятся к равновесию по законам этого же мира).
Из вышеизложенного следует, что одним из основных факторов, определяющих нравственность поступков, является то, что движет человеком при их совершении – любовь или эгоизм, стремление помочь людям или же сделать приятное себе. Любовь всегда нравственна, если эта любовь от Бога. Такую любовь довольно полно описал апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я -- медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Коринфянам 13:1-8).
Иисус Христос говорил Своим ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоанна 13:34-35).
Еще одним критерием нравственности поступков человека является осознание правильности этих поступков, то есть, вера в законы, которым этот человек подчиняется. Чем ближе эти законы к законам небесного мира (заповедям Иисуса Христа), тем ближе дух этих законов к духу Бога, а сам человек, их исполняющий – к Богу.