О деньгах.
Речь пойдет о деньгах, об их власти над людьми, которая является одним из главных препятствий на пути к Богу. Другими словами, будет рассмотрена материальная сторона многогранного процесса движения человека к Богу.
Люди считают деньги универсальным и незаменимым средством для решения всех своих проблем и глубоко ошибаются в этом. Иисус Христос говорил фарисеям: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Луки 16:15). Наличие денег, как источника удовлетворения своих нужд, притягивает неприятности и болезни, так как является причиной потери живого духа.
В притче о неверном управителе (Луки 16:1-13) Иисус сказал: Никакой слуга не может служить двум господам , ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Луки 16:13). Служить деньгам – значит поклоняться идолу, коим они и являются для человека. Если с чем-то другим (материальным) он еще может расстаться в пользу других людей, то деньги многие считают своей безраздельной собственностью и отдавать их (тем более без возврата, в соответствии с заповедью Христа: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад – Луки 6:30) кому бы то ни было не желают ни при каких обстоятельствах.
Между тем служение идолам в любом их проявлении определяется Богом как самый тяжкий грех человека. Об этом Он постоянно напоминает как в Ветхом, так и в Новом Завете. Этот грех стоит на первом месте (вторая заповедь; первая – о любви и уважении к Богу) в десяти заповедях, переданных людям через Моисея.
В то время, когда Бог передавал заповеди, люди, не дождавшись Моисея, который принимал их, сделали себе идола и стали ему поклоняться. Бог был в гневе и хотел уничтожить Свой народ, и только отчаянная просьба Моисея не делать этого спасла многих людей от гибели.
Хотя сейчас Бог Сам и не вмешивается в действия людей, этим занимается Его исполнительная власть (духовные силы) в соответствии с законом, но отношение Бога к идолопоклонению осталось прежним, так как доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона… (Матфея 5:18).
В Откровении при описании болезней, связанных с экологией, Иисус говорит: Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным (и бумажным) идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить (Откровение 9:20). И только после этого Он упоминает другие грехи человека: И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем (Откровение 9:21). Так что приоритет в отношении Бога к творимому человеком злу не изменился.
С чего же начать и какие действия предпринять для преодоления зависимости от материального благополучия и нежелания делиться своими «кровными»? Начать можно с самого простого: покупать для себя то, что подешевле, а сэкономленные деньги отдавать тому, кто в них нуждается. При этом ни в коем случае не нужно ограничивать расход денег «на сторону» какой-либо процентной величиной или суммой (ранее это была десятина, то есть десятая часть дохода). Их необходимо просто давать по любой просьбе (Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся – Матфея 5:42), без сожаления, но с радостью, что кому-то они помогут хотя бы временно решить свои проблемы.
Иисус говорил ученикам Своим: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Луки 12:33-34). Еще Он говорил: …не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам (Луки 12:29-31).
Итак,
если хочешь получить, нужно сначала отдать: …во всем, как хотите, чтобы с
вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Матфея
7:12).
Максимальную прибыль в духе дает благотворительность в отношении врагов, пока и если они у вас есть: благотворите ненавидящим вас… (Матфея 5:44). Первая часть прибыли обусловлена ненавистью к вам ваших врагов (Блаженны вы, когда возненавидят вас люди… – Луки 6:22), вторая – вашим милосердием к ним (Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут – Матфея 5:7). В дальнейшем врагов быть не должно: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Римлянам 12:18).
Конечная цель, к которой нужно стремиться в отношении к деньгам – полная независимость от них. Ведь по большому счету, значение для человека имеет не наличие и количество денег, а то, на что они расходуются. Сам Иисус Христос говорит по этому поводу: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Луки 12:15).
Рассмотрим два варианта вложения денег. Их можно расходовать, приобретая блага для себя. Такой вариант приводит к смерти его исполняющего. Он описан в притче о безумном богаче (Луки 12:16-21): Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Луки 12-21). Но не лучше ли раздать свое богатство людям и жить вечно, исполнив заповеди Христа. Иисус как-то сказал богатому юноше: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Луки 18:22). И далее добавил: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Луки 18:24-25).
Еще в одной притче, о богаче и Лазаре (Луки 16:19-31), Иисус предостерегает людей от жизни для себя и в свое удовольствие. В ней богач одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно (Луки 16:19). В результате такой жизни после физической смерти своего тела душа его попала в ад: горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете (Луки 6:24-25).
На суде, через который пройдет каждый человек, не соединившийся с Богом в течение своей земной жизни, главным критерием оценки его действий будет состояние души: присутствие в ней любви или эгоизма: делился человек при жизни с людьми тем, что имел или расходовал все на себя, живя в свое удовольствие. Об этом говорится в притче о Страшном Суде (Матфея 25:31-46). В ней Иисус рассказывает о том, кто будет оправдан, а кто – осужден. Тот, кто жил для людей (ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня… – Матфея 25:35-36), пойдет в жизнь вечную; кто же не делал этого (ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня – Матфея 25:42-43) – в муку вечную.
Что касается людей и организаций, которые используют имя Иисуса Христа для достижения своих целей, в том числе и финансового благополучия, Иисус говорил и о них: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Матфея 7:21-23).
Люди
же, уловленные этими организациями, принявшие Бога формально и поставившие
«священников» этих организаций (по их же словам) на один уровень с Богом (Бог
ревнив), получат каждый по своим делам, возможно, и в таком варианте: Когда
хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в
двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не
знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на
улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы;
отойдите от Меня все делатели неправды (Луки 13:25-27).
Время, оставшееся до суда, исчисляется несколькими годами, поэтому раздумывать некогда, нужно принимать решение и выбирать между жизнью и смертью, благословением и проклятием. Думается, каждому понятно, что следует выбрать.